11 (24) июля – память святой равноапостольной Великой княгини Ольги

Фотографическое изображение иконы взято из открытого источника: bibliotekalevokumka.blogspot.com

24 июля (нового стиля) Православная Церковь вспоминает преставление ко Господу в 969 году от Рождества Христова святой равноапостольной Великой княгини Ольги, находящейся на Киевском престоле в 945-960 г.г. в качестве регента при малолетнем сыне Святославе Игоревиче.

Великая княгиня Киевская Ольга была первой из правителей Древнерусского государства (которое впоследствии историки назвали “Киевская Русь” – имя собирательное), которая приняла христианскую веру.

Имя “Ольга” происходит от древне-скандинавского имени “Хельга”, что в переводе означает “святая”. В Крещении она получила имя “Елена”. Прославлена как святая равноапостольная княгиня Российская Ольга Русской Православной Церковью в 1547 г.

Мы не будем пересказывать житие святой княгини Ольги, оно хорошо известно из следующих источников:

  • “Повесть временных лет” (начало 12 в.);
  • “Степенная книга” (16 в.);
  • “Типографская летопись” (конец 15 в. – начало 16 в.);
  • “Пискарёвский летописец” (уникальная русская летопись начала 17 в., сохранившаяся в единственном экземпляре);
  • “Иоакимовская летопись” (18 в., её достоверность ставится историками под сомнение);
  • “Устюжская летопись” (начало 16 в.);
  • “Новгородская летопись” (Новгородский летописный свод 16 в.);
  • “Начальный свод” (служил первоосновой для написания “Повести временных лет” в 11 в.);
  • “Об управлении империей”трактат Византийского императора Константина Багрянородного (написан между 948 г. и 952 г.);
  • “О церемониях”сборник описаний церемониального протокола Византийского императорского двора – автор – Византийский император Константин Багрянородный;
  • “Западно-европейская хроника Продолжателя Регинона” написана Адальбертом Магдебургским – первым христианским (немецким) епископом-миссионером, побывавшем на Руси (его миссия была изгнана Великим князем Святославом Игоревичем);
  • “Память и похвала князю русскому Владимиру” – агиографическая работа (панегирик) монаха Иакова (11 в.);
  • «Mars Moravicus» – средневековое латинское сочинение чешского историка Томаша Пешины.

Отношение древнерусских историков к Великой княгине Ольге можно выразить словами Нестора Летописца, написанными спустя 140 лет после её преставления: “Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи“.

В немецких хрониках Ольга упоминается, как Элга (Хельга), впоследствии Елена – королева русов (ругов).

Имя “Елена” в переводе с одного из древнегреческих диалектов означает “факел”. Оно стало выражением горения её духа! Святая Великая княгиня Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей 1000-летней истории христианской Руси – России.

Выбор княгиней Ольгой христианской веры и её крещение в Византии впоследствии определило выбор её внука – святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Киевской Руси, что определило цивилизационный выбор Русской и всей Восточно-Славянской Цивилизации.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ НОСИТЕЛЬНИЦ ЖЕНСКОГО ИМЕНИ “ОЛЬГА” С ДНЁМ АНГЕЛА И ЖЕЛАЕМ МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!