Церковно-общественная жизнь: идёт сбор подписей за созыв Поместного собора

По состоянию на начало августа 2020 года было собрано не менее 6 тысяч подписей.

Первоначально сбор подписей был инициирован Среднеуральским женским монастырём и верующими, приехавшими на защиту обители от возможного штурма со стороны силовых структур, по призыву схиигумена Сергия (Романова). Позднее к сбору подписей и работе по подготовке к созыву Поместного собора Русской Православной церкви подключился ряд известных общественных деятелей православно-патриотического сообщества, среди которых – ветеран диссидентского движения и председатель Союза Христианского Возрождения В.Н. Осипов и генеральный директор многострадального Славянского Фонда (Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры) А.В. Бочкарев.

Церковный раскол 2020 года, организацию которого приписывают лишённому сана схиигумену Сергию (Романову), который, не боясь священноначалия, озвучил многое из того, что хотели и могли бы сказать многие священники, но побоялись «страха ради иудейска», стал причиной того, что вопрос о созыве Поместного собора встал сейчас перед многими умеющими думать православными христианами, понимающими, что происходит сейчас в Церкви и в России, да и во всём остальном мире тоже.

В 1988 году состоялся Поместный собор Русской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. На этом соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Этот главный нормативный акт РПЦ гласил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному собору. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян» (пункты 1-2 раздела II Устава).

Т.о., согласно Уставу 1988 года Поместный собор в Русской Православной Церкви обладает высшей властью во всех трех ее разновидностях: законодательной (вероучение), исполнительной (церковное управление) и судебной (как высшая церковно-судебная инстанция).

Созываться, в соответствии с Уставом 1988 года, Поместный собор должен по меньшей мере один раз в течение пяти лет. Однако, несмотря на эту вполне определенную церковно-правовую норму, вплоть до настоящего времени Поместные соборы не созывались, если не считать того, который был проведен в 1990 г. для выборов нового предстоятеля Церкви (Алексия II – Прим. авт.) после смерти патриарха Пимена. В течение всего этого времени проходили лишь Архиерейские соборы, да и те не так уж часто.

На Архиерейском соборе 2000 года был отменён Устав 1988 года, принятый не Архиерейским, а Поместным собором. Получается, что опять нижестоящий орган отменил решение органа вышестоящего, что противоречит элементарной юридической логике. Архиерейский собор не имел права отменять Устав, а только вносить поправки к нему, да и те «с последующим утверждением Поместным собором» (п. XV.3 Устава 1988 года).

Взамен отменённого Устава на Архиерейском Соборе 16 августа 2000 года был принят другой документ – «Устав Русской Православной Церкви», который определил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения  принадлежит Поместному собору» (п. II.1 Устава 2000 года).

Общий юридический анализ положений Устава 2000 года показывает, что Архиерейский собор по своим полномочиям поставлен на место Поместного собора, которому новый Устав оставил решение только вопросов «вероучения и канонического устроения», все остальные вопросы  церковной власти отнесены к компетенции Архиерейского собора.

Устав 2000 года называет Архиерейский собор «высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви» (п. III.1), чего не было в Уставе 1988 года. Т.е., фактически, Устав 2000 года объявил Архиерейский собор носителем высшей исполнительной церковной власти, заменив понятие «высшее церковное управление» на понятие «высшее иерархическое управление».

Что касается третьего вида церковной власти – судебной, то Устав 2000 года прямо называет Архиерейский собор «высшим церковным судом» (п.п. III.5 и VII.4). Поместный собор новым Уставом вообще исключён из числа церковно-судебных органов (п. I.8). Устав 1988 года содержал норму о том, что Поместный собор является последней судебной инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха и принимать решение о его отстранении и уходе на покой (пп. II.6-7); Архиерейский собор был первой инстанцией по таким делам (п. III.6).

Устав 2000 года объявил Архиерейский собор первой и последней инстанцией, правомочной судить Патриарха без Поместного собора. (пп. III.5 и IV.12).

А в 2013 году был принят новый Устав Русской Православной Церкви…Получается, что при каждом новом патриархе Московском и всея Руси будет изменяться высший церковный документ?