6 марта – Вселенская родительская суббота

Возможно, это изображение (один или несколько человек)
Фотография взята с официальной группы “Православная мысль”: https://www.facebook.com/groups/804865306256599/?multi_permalinks=3767570119986088&notif_id=1614623877254708&notif_t=group_highlights&ref=notif

Сегодняшняя Вселенская родительская суббота также называется мясопустной, ибо она предваряет мясопустную (масленичную) неделю. Совершается память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

Заупокойная служба называется ПАРАСТАС, что в переводится с греческого, как “ходатайство”.

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот (пятница вечер). Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии.

С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.

Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, ( 118 псалом) называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Содержание псалма 118 напоминает нам не о смерти, а обращает мысль, наоборот, к жизни. В нем мы слышим многократные просьбы: живи мя, то есть даруй мне жизнь, подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь чрез слово свое оживляет мя, что я – всякий верный закону – жив буду для вечности и жива будет душа моя.

17 кафизма – «это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие – предстоящие, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя» (Афанасий Сахаров “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”).

Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи». Таким образом, 17 кафизма для усопших является подтверждением их надежды на ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, а для нас – живых и скорбящих о разлуке – УТЕШЕНИЕМ, поскольку разлука обязательно окончиться ВОСКРЕСЕНИЕМ. Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.