
2 (15) марта 1917 года, в день оставления Помазанником Божиим – Государём Императором Николаем II Всероссийского престола (Отречения как такового не было, сохранившаяся расписка “об отречении” не имеет юридической силы. И даже Церковь поёт об оставлении Престола, а не об Отречении!), в подмосковном селе Коломенское (ныне входит в состав Москвы) была явлена Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, получившая название “Державная”.
Обретена она была в подвале Вознесенской церкви. Крестьянка Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.
В донесении Священному Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.
Через несколько часов после обретения иконы, в 23.40 Государь Николай II оставил престол в пользу младшего брата, Великого князя Михаила Александровича (Михаила II Романова), передавшего через день власть Временному правительству.
Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список с «Державной иконы», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие Святейший Патриарх Тихон.
По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления Державной иконы состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, в том числе за нарушение Соборной клятвы 1613 года.
Пресвятая Богородица хранит символы Царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и Русского государства. Есть мнение, с которым очень трудно не согласиться, что Сама Божия Матерь воссела на Престоле Всероссийском и наша страна находится под Покровом Пречистой Девы.
Величание Божией Матери в честь Ея Образа Державная: “Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим“.
В 2021 году по причине того, что 15 марта начинается Великий Пост, празднование Державной иконы Пресвятой Богородицы переносится на 14 марта.