14 марта – Прощеное воскресение

Великий Пост в 2021 году начинается 15 марта (в день празднования Державной иконы Божией Матери). Светлое Христово Воскресение – Пасха – начинается 2 мая (длится сорок дней).

Канун начала Великого Поста принято называть Прощёным воскресением. В этот день Святая Православная Церковь вспоминает изгнание Адама, первого человека, из рая. В этот день на Божественной Литургии читается Евангельский отрывок, в котором говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14-21):

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше“.

В этот день все мы, верующие в Господа нашего Иисуса Христа, просим друг у друга прощения. Вот что говорил о Прощёном воскресении старец Иоанн Крестьянкин (1910 – 2006):

В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним“.

Сам Чин прощения первоначально появился среди египетских монахов – пустынников.

Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Православной Церкви.