Днесь содержи́т гроб Содержа́щаго дла́нию тварь, / покрыва́ет ка́мень Покры́вшаго доброде́телию небеса́, / спит Живо́т и ад трепе́щет, / и Ада́м от уз разреша́ется. / Сла́ва Твоему́ смотре́нию, / И́мже соверши́в все упокое́ние ве́чное, / дарова́л еси́ нам, Бо́же, / всесвято́е из ме́ртвых Твое́ Воскресе́ние.
Великая (Страстная) Пятница – самый скорбный день в церковном календаре и в истории человечества. В этот день Господь наш Иисус Христос – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой и Животворящей Троицы, Творец мира – был убит посредством позорной казни на кресте, заимствованной римлянами у древних персов.
Мы вспоминаем Святые Спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копьё, и – после всего этого – Крест и смерть, — всё это имело место в Страстную Пятницу, накануне Пасхи иудейской.
После того как Господь Иисус, проданный Иудой Искариотским за тридцать сребреников (цена раба), был взят, Его отвели сначала к первосвященнику Анне, который отослал Его к другому первосвященнику – Каиафе, где Господь был оплёван, получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (см. Евангелие от Матфея, глава 26, стих 68).
Синедрион (верховное иудейское судилище), собравшееся вопреки всем канонам ночью, призвал множество лжесвидетелей, но ни одно из них не было достаточным для вынесения смертного приговора, а их цель заключалась в одном – убить Его.
А когда Он назвал Себя Сыном Божиим, то архиерей разодрал одежды свои (в знак того, что) не может терпеть богохульства.
При наступлении утра Иисуса отвели к Понтию Пилату (прокуратору, т.е. наместнику Римского императора); и иудеи не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть пасху (см. Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 28).
Тогда Пилат, предавая им (иудеям) Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см. Евангелия – от Иоанна, глава 19, стих 1-5, от Матфея, глава 27, стих 29, от Марка, глава 15, стих 16 – 19).
Однако, надругавшисьнад Господом так, чтобы утолить гнев толпы, Понтий Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (см. Евангелие от Луки, глава 23, стих 22). Но иудеи отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 7). Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (см. Евангелие от Луки, глава 23, стих 21). Пилат же, как бы пристыжая их, говорит иудеям: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 15).
Поскольку обвинением в богохульстве иудеи ничего не добились, то они наводят на Пилата страх от кесаря (он был женат на его незаконнорожденной дочери, т.е. был зятем императора), чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: “всякий, делающий себя царем, противник кесарю” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 12). Жена Пилата, устрашённая своими снами, послала ему сказать: “не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него” (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 19). Понтий Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в (пролитии) крови Его (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 24). Иудеи же кричали: “кровь Его на нас и на детях наших” (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 25); “если отпустишь Его, ты не друг кесарю” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 12).
Тогда же Пилат, испугавшись последствий, отпустил иудеям Варавву, а Иисуса предал на распятие (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 26), хотя и знал, что Тот неповинен. Увидев это, Иуда Искариотский, предавший своего Божественного Учителя и бросив сребреники (в Иерусалимском храме), вышел, пошёл и удавился (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 3-5), повесившись на дереве. Воины же римские, насмеявшись над Иисусом и бив Его тростью по голове (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 27-30), возложили на Него крест; а потом, захватив по дороге некоего Симона Киринеянина, заставили нести крест Его (см. Евангелия – от Матфея, глава 27, стих 32, от Луки, глава 23, стих 26, от Иоанна, глава 19,стих 17).
Около третьего часа дня (по Иерусалимскому времени), придя на Лобное место (Голгофу), там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (см. Евангелие от Марка, глава 15, стих 27-28, Книга пророка Исайи, глава 53, стих 12). Воины же разделили одежды Его, бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений — не только этим, но и издеваясь, когда Он висел на кресте, говоря при этом: “э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. И ещё: других спасал, а Себя не может спасти. И еще: если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него” (см. Евангелия – от Марка, глава 15, стих 29-31, от Матфея, глава 27, стих 40 и 42).
Христос был распят в третий час дня (см. Евангелие от Марка, глава 15, стих 25), от шестого же часа – тьма была до часа девятого (см. Евангелия – от Матфея, глава 27, стих 45, от Марка, глава 15, стих 33).
Римлянин Лонгин сотник, видя померкшее на ри часа солнце и другие знамения, устрашился и сказал: “воистину, Он был Сын Божий” (см. Евангелия – от Матфея, глава 27, стих 54, от Марка, глава 15, стих 39, от Луки, глава 23, стих 47).
Один из разбойников злословил Иисуса, а другой (церковное предание сохранило его имя – Рах) унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Христос Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (см. Евангелие от Луки, глава 23, стих 39-43).
Римский наместник Иудеи Понтий Пилат (впрочем, настоящее его имя не сохранилось) написал и надпись на Кресте, гласившую: “Иисус Назорей, Царь Иудейский” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 19). Потом Христос Спаситель произнёс: “жажду, — и Ему дали иссоп с уксусом. Сказав: совершилось! — и преклонив главу, Он предал дух” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 28-30).
Когда же все разошлись, при Кресте Господнем стояли Матерь Его,Пресвятая Дева Мария, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, рожденная от Иосифа после того как Клеопа умер бездетным; а также любимый ученик Господа – Иоанн Богослов (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 25-26).
Иудеи же, которым недостаточно было видеть тело Господа Иисуса на кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник Пасхи, приказать перебить у осуждённых голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были ещё живы. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов (Лонгин), поднял копьё и пронзил Христу рёбра с правой стороны, и тотчас же истекла кровь и вода (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 31-34).
Наступает Великая Суббота!
При написании статьи были частично использованы материалы с сайта azbuka.ru