Великая Пятница

Икона “Иисус Христос в терновом венце”. Изображение взято из открытого источника: https://nebo365.ru

Днесь содержи́т гроб Содержа́щаго дла́нию тварь, / покрыва́ет ка́мень Покры́вшаго доброде́телию небеса́, / спит Живо́т и ад трепе́щет, / и Ада́м от уз разреша́ется. / Сла́ва Твоему́ смотре́нию, / И́мже соверши́в все упокое́ние ве́чное, / дарова́л еси́ нам, Бо́же, / всесвято́е из ме́ртвых Твое́ Воскресе́ние.

Великая (Страстная) Пятница – самый скорбный день в церковном календаре и в истории человечества. В этот день Господь наш Иисус Христос – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой и Животворящей Троицы, Творец мира – был убит посредством позорной казни на кресте, заимствованной римлянами у древних персов.

Мы вспоминаем Святые Спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа, ко­то­рые Он доб­ро­воль­но пре­тер­пел за нас. Опле­ва­ния, из­би­е­ния, по­ще­чи­ны, по­но­ше­ния, на­смеш­ки, баг­ря­ни­ца, трость, губ­ка, ук­сус, гвоз­ди, ко­пьё, и – по­сле все­го это­го – Крест и смерть, — всё это име­ло ме­сто в Страстную Пят­ни­цу, накануне Пасхи иудейской.

По­сле то­го как Господь Иисус, про­дан­ный Иудой Искариотским за трид­цать среб­ре­ни­ков (цена раба), был взят, Его от­ве­ли сна­ча­ла к пер­во­свя­щен­ни­ку Анне, ко­то­рый ото­слал Его к другому первосвященнику – Ка­иа­фе, где Гос­подь был оплё­ван, по­лу­чал по­ще­чи­ны, вдо­ба­вок был уни­жен и осме­ян, слы­ша: про­ре­ки нам, Хри­стос, кто уда­рил Те­бя?  (см. Евангелие от Матфея, глава 26, стих 68).

Синедрион (верховное иудейское судилище), собравшееся вопреки всем канонам ночью, призвал множество лжесвидетелей, но ни одно из них не было достаточным для вынесения смертного приговора, а их цель заключалась в одном – убить Его.

А ко­гда Он на­звал Се­бя Сы­ном Бо­жи­им, то ар­хи­ерей разо­драл одеж­ды свои (в знак то­го, что) не мо­жет тер­петь бо­го­хуль­ства.

При на­ступ­ле­нии утра Иису­са от­ве­ли к Понтию Пи­ла­ту (прокуратору, т.е. наместнику Римского императора); и иудеи не во­шли в пре­то­рию, чтобы не осквер­нить­ся, но чтобы (мож­но бы­ло) есть пас­ху (см. Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 28).

То­гда Пи­лат, пре­да­вая им (иудеям) Иису­са, преж­де ве­лел бить Его, по­том вы­вел к ним под стра­жей, оде­то­го в баг­ря­ни­цу, увен­чан­но­го тер­но­вым вен­цом, со вло­жен­ной в пра­вую ру­ку тро­стью, осме­ян­но­го во­и­на­ми, го­во­рив­ши­ми: ра­дуй­ся, Царь Иудей­ский!  (см. Евангелия – от Иоанна, глава 19, стих 1-5, от Матфея, глава 27, стих 29, от Марка, глава 15, стих 16 – 19).

Од­на­ко, над­ру­гав­шисьнад Господом так, чтобы уто­лить гнев толпы, Понтий Пи­лат вновь ска­зал: я ни­че­го до­стой­но­го смер­ти не на­шел в Нем (см. Евангелие от Луки, глава 23, стих 22). Но иудеи от­ве­ча­ли: Он дол­жен уме­реть, по­то­му что сде­лал Се­бя Сы­ном Бо­жи­им (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 7). Иисус мол­чал, а на­род кри­чал Пи­ла­ту: рас­пни, рас­пни Его! (см. Евангелие от Луки, глава 23, стих 21). Пи­лат же, как бы при­сты­жая их, го­во­рит иудеям: Ца­ря ли ва­ше­го рас­пну? Они от­ве­ча­ли: нет у нас ца­ря, кро­ме ке­са­ря (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 15).

По­сколь­ку об­ви­не­ни­ем в бо­го­хуль­стве иудеи ни­че­го не до­би­лись, то они на­во­дят на Пи­ла­та страх от ке­са­ря (он был женат на его незаконнорожденной дочери, т.е. был зятем императора), чтобы хоть та­ким спо­со­бом ис­пол­нить свой безум­ный за­мы­сел, для че­го го­во­рят: “вся­кий, де­ла­ю­щий се­бя ца­рем, про­тив­ник ке­са­рю” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 12). Же­на Пи­ла­та, устра­шён­ная своими сна­ми, по­сла­ла ему ска­зать: “не де­лай ни­че­го Пра­вед­ни­ку То­му, по­то­му что я ныне во сне мно­го по­стра­да­ла за Него” (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 19). Понтий Пи­лат, умыв ру­ки, от­ри­цал свою ви­нов­ность в (про­ли­тии) кро­ви Его (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 24). Иудеи же кри­ча­ли: “кровь Его на нас и на де­тях на­ших” (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 25); “ес­ли от­пу­стишь Его, ты не друг ке­са­рю” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 12).

То­гда же Пи­лат, ис­пу­гав­шись последствий, от­пу­стил иудеям Ва­рав­ву, а Иису­са пре­дал на рас­пя­тие (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 26), хо­тя и знал, что Тот непо­ви­нен. Уви­дев это, Иуда Искариотский, предавший своего Божественного Учителя и бро­сив среб­ре­ни­ки (в Иерусалимском хра­ме), вы­шел, по­шёл и уда­вил­ся (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 3-5), по­ве­сив­шись на де­ре­ве. Во­и­ны же римские, на­сме­яв­шись над Иису­сом и бив Его тро­стью по го­ло­ве (см. Евангелие от Матфея, глава 27, стих 27-30), воз­ло­жи­ли на Него крест; а по­том, за­хва­тив по дороге некоего Си­мо­на Ки­ри­не­яни­на, за­ста­ви­ли нести крест Его (см. Евангелия – от Матфея, глава 27, стих 32, от Луки, глава 23, стих 26, от Иоанна, глава 19,стих 17).

Око­ло тре­тье­го ча­са дня (по Иерусалимскому времени), при­дя на Лоб­ное ме­сто (Голгофу), там рас­пя­ли Иису­са и по обе сто­ро­ны от Него двух раз­бой­ни­ков, чтобы и Он был при­чтен к зло­де­ям (см. Евангелие от Марка, глава 15, стих 27-28, Книга пророка Исайи, глава 53, стих 12). Во­и­ны же раз­де­ли­ли одеж­ды Его, бро­сая жре­бий о цель­но­тка­ном хи­тоне, при­чи­няя Ему мно­же­ство вся­че­ских оскорб­ле­ний — не толь­ко этим, но и из­де­ва­ясь, ко­гда Он ви­сел на кре­сте, го­во­ря при этом: “э! раз­ру­ша­ю­щий храм и в три дня со­зи­да­ю­щий! спа­си Се­бя Са­мо­го. И ещё: дру­гих спа­сал, а Се­бя не мо­жет спа­сти. И еще: ес­ли Он Царь Из­ра­илев, пусть те­перь сой­дет с Кре­ста, и уве­ру­ем в Него” (см. Евангелия – от Марка, глава 15, стих 29-31, от Матфея, глава 27, стих 40 и 42).

Хри­стос был рас­пят в тре­тий час дня (см. Евангелие от Марка, глава 15, стих 25), от ше­сто­го же ча­са – тьма бы­ла до ча­са де­вя­то­го (см. Евангелия – от Матфея, глава 27, стих 45, от Марка, глава 15, стих 33).

Римлянин Лон­гин сот­ник, ви­дя померкшее на ри часа солн­це и дру­гие зна­ме­ния, устра­шил­ся и ска­зал: “во­ис­ти­ну, Он был Сын Бо­жий” (см. Евангелия – от Матфея, глава 27, стих 54, от Марка, глава 15, стих 39, от Луки, глава 23, стих 47).

Один из раз­бой­ни­ков зло­сло­вил Иису­са, а дру­гой (церковное предание сохранило его имя – Рах) уни­мал его, ре­ши­тель­но за­пре­щая ему, и ис­по­ве­дал Хри­ста Сы­ном Бо­жи­им. Вознаграж­дая его ве­ру, Христос Спа­си­тель обе­щал ему пре­бы­ва­ние с Со­бою в раю (см. Евангелие от Луки, глава 23, стих 39-43).

Римский наместник Иудеи Понтий Пи­лат (впрочем, настоящее его имя не сохранилось) на­пи­сал и над­пись на Кре­сте, гла­сив­шую: “Иисус На­зо­рей, Царь Иудей­ский” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 19). По­том Христос Спа­си­тель про­из­нёс: “жаж­ду, — и Ему да­ли ис­соп с ук­су­сом. Ска­зав: со­вер­ши­лось! — и пре­кло­нив гла­ву, Он пре­дал дух” (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 28-30).

Ко­гда же все разо­шлись, при Кре­сте Господнем сто­я­ли Ма­терь Его,Пресвятая Дева Мария, и сест­ра Ма­те­ри Его, Ма­рия Клео­по­ва, рож­ден­ная от Иоси­фа по­сле то­го как Клео­па умер без­дет­ным; а так­же лю­би­мый уче­ник Гос­по­да – Иоанн Богослов (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 25-26).

Иудеи же, ко­то­рым недо­ста­точ­но бы­ло ви­деть те­ло Господа Иисуса на кре­сте, про­си­ли Пи­ла­та, так как то­гда бы­ла пят­ни­ца и ве­ли­кий празд­ник Пас­хи, при­ка­зать пе­ре­бить у осуж­дён­ных го­ле­ни, чтобы ско­рее на­сту­пи­ла смерть. И у дво­их пе­ре­би­ли го­ле­ни, по­то­му что они бы­ли ещё жи­вы. Но, при­дя к Иису­су, как уви­де­ли Его уже умер­шим, не пе­ре­би­ли у Него го­ле­ней, но один из во­и­нов (Лон­гин), под­нял ко­пьё и прон­зил Хри­сту рёб­ра с пра­вой сто­ро­ны, и тот­час же ис­тек­ла кровь и во­да (см. Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 31-34).

Наступает Великая Суббота!

При написании статьи были частично использованы материалы с сайта azbuka.ru