
Тропарь Праздника: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Кондак Праздника: На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
6 (19) августа Православная Церковь празднует Преображение Господне – Евангельское событие, о котором рассказывается в 3 из 4 канонических Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки. Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В Русской Православной Церкви и других православных церквях, использующих юлианский календарь, Преображение Господне относится к числу двунадесятых (т.е. двенадцати основных) праздников.
Преображение означает «превращение в другой вид», «изменение формы» (в греческом языке – “метаморфоза”, по-латыни – “трансфигурация”). Господь Иисус Христос, взявший с Собой трёх ближайших учеников – Симона (Петра), Иакова и Иоанна, преобразился перед ними на горе – “одежды Его стали белы как снег”. И два человека беседовали с Ним, – это были ветхозаветные пророки Моисей Боговидец и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
Богословский смысл очевиден: Господь Иисус Христос приоткрывает Своим ближайшим ученикам завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Таким образом, Он развенчивает лжемессианские ожидания не только народа, считавшего Его земным царём-воителем, но и апостолов.
При этом Христос Спаситель прибегает к судебному правилу, изложенному в Книге Второзакония: “При словах двух свидетелей… состоится всякое дело” (Втор. 19, 15). Этим самым Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении Им еврейского законодательства.
Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя – Пророка Моисея Боговидца и грозного Пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «Исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся.
Существуют некоторые богословские расхождения по поводу горы, на которой произошло Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Считается, что это событие произошло на Фаворе (Ориген, святитель Кирилл Иерусалимский, блаженный Иероним и другие).
Однако есть версия, что событие происходило на одном из отрогов горы Ермон, что более согласуется с последовательностью событий, описываемых евангелистами перед Преображением Господним. Так, например, считал епископ Кассиан (Безобразов) и некоторые другие.
Какая бы версия не была правильной (относительно того, на какой горе произошло Преображение Господа), гимнография праздника нам ясно говорит о том, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своем Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».
Народное название праздника – “Яблочный Спас” – связано с тем, что в этот день в церквях принято освящать яблоки и другие сезонные фрукты – груши, виноград и т.д.