28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

Икона праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии взята из открытых источников

15 (28) августа – праздник, посвящённый воспоминанию преставления ко Господу (Успения) Божией Матери. Иногда его ещё называют Богородичной Пасхой, потому что также, как и перед Пасхой Христовой – Славным Воскресением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – выносится Плащаница, совершается Чин выноса и Чин погребения.

В некоторых храмах существует следующая практика:

  • в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы.
  • Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. (Евангелие на Плащаницу Божией Матери не возлагается.) Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе
  • Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом.

“Успение” в переводе со старославянского языка (который после реформы 17 в. стал называться церковно-славянским языком) означает “сон”, “погружение в сон”. Пресвятая Богородица покинула этот мир, как бы “уснув”. Ещё одно значение этого слова – “мирная кончина, подобная сну”.

В Православной Церкви “Успение Пресвятой Богородицы” относится к числу двунадесятых праздников. Ряд православных поместных церквей, живущих по новоюлианскому календарю, вместе с католиками, использующими григорианский стиль, совершают празднование 15 августа (по новому стилю).

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Пресвятой Богородицы. О них повествование идёт в ряде апокрифов. Следует отметить, что праздники в честь Божией Матери в Христианской Церкви – более позднего происхождения (после Эфесского собора 431 г. и Халкидонского собора 451 г.).

Православная Церковь сохраняет предание о том, что Богородица была воскрешена силой Божией на третий день после Своего Успения и взошла (была вознесена) на Небо с душой и телом.

Когда Христос Спаситель страдал на Кресте, Он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову, любимому ученику Своему: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Господа Церковь учит, что в лице самого молодого из апостолов  Пресвятая Богородица усыновила всех христиан.

Ея смерть (Успение) было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа – без страданий и болезней. Ея тело не видело истления. На третий день после Ея смерти апостолы обнаружили Ея гробницу и погребальные одежды пустыми. По Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием» ещё больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.

Разлученная на три дня с телом, затем душа Пречистой Девы Марии вновь с ним воссоединяется – уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Святитель Григорий Палама так говорит об этом: «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

Тропарь Праздника: В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице; преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак Праздника: В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу и в предста́тельствах непрело́жное Упова́ние гроб и умервщле́ние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животу́ преста́ви во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Празднику Успения Пресвятой Богородицы предшествует двухнедельный Успенский пост, который по своей строгости сравним с Великим постом.